Разгадка происхождения теплой воды в русском Арктическом океане
Северный Ледовитый океан представляет собой уникальную экосистему. Его часто называют мировым холодильником, оказывающим значительное влияние на климат всей планеты, особенно на климат прозрачной части России, — отмечает Виктор Меркулов, океанолог из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, участник многочисленных исследовательских экспедиций. В частности, он упоминает о первом дрейфе уникальной российской ледостойкой платформы «Северный плюс» и экспедиции «Арктического плавучего университета».
Теплая вода в мировом холодильнике
Один из «интересных» процессов в Северном Ледовитом океане ученые называют атлантификацией. Если продолжить кулинарную аналогию: вы вдруг замечаете, что в холодильнике появилась теплая вода.
Недавно (по научным меркам) исследователи обнаружили теплую воду в Северном Ледовитом океане. Откуда? Из другого океана! Атлантического. Между океанами, в отличие от холодильника с раковиной или посудомоечной машиной, вообще нет четких границ. И вода из Атлантики потихоньку просачивается в Арктику. Началось это вторжение тихой сапой, как предположают европейские эксперты, в начале XX века, то есть почти одновременно с глобальным потеплением.
— Северо-атлантическое течение — это продолжение Гольфстрима, оно заходит в Северный Ледовитый океан с двух сторон, — продолжает Виктор Меркулов. — Одна ветвь атлантической водной массы заходит через Баренцево море, а вторая к северу от Шпицбергена (ее называют Францовской. — Ред.). Восточное архипелаг Земля Франца-Иосифа они соединяются и проникают вглубь Северного Ледовитого океана. Даже в его центральной части присутствует атлантическая вода, более теплая. Есть теория, что она влияет в том числе и на наличие ледяного покрова в Арктике.
На границе двух океанов
Лед в Арктике, в первую очередь на трассе Северного Морского пути — тема актуальна не только для науки. Но и для экономики, и для геополитики. Изменения климата — тем более. Поэтому ученые с большим интересом следят за тем, что происходит в холодном океане, «ловят» в нем теплую воду Атлантики и сравнивают с тем, что было годы и десятилетия назад. Важно понимать, меняется ли ситуация в «мировом холодильнике».
Самая яркая картинка атлантификации — на границе двух океанов, в Баренцевом море. Оно омывает Архангельскую и Мурманскую области, в нем расположен самый северный архипелаг России — Земля Франца-Иосифа, а между Баренцевым и Карским морями — архипелаг Новая Земля. В общем, очень близкое к нам море.
В его воды каждый год — начиная с 2012 года — отправляется «Арктический плавучий университет».
Как «режут» море
Чтобы понять, откуда море, ученые его …режут. Без ножа. С помощью розетки — пробоотборника с батареями и зондами. Розетка большая и тяжелая, лебедкой ее опускают в нужные глубины. Серия таких измерений (станций) называется разрезом. В нужной точке судно вставляет, чтобы измерить температуру, соленость и мутность воды.
Интереснее всего разрезы стандартные: на них получают данные из года в год. На некоторых — уже столько лет подряд! Результаты можно сравнить.
— В рейсе 2024 года на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» океанологи под руководством Виктора Меркулова работали на трех океанографических разрезах: от полуострова Адмиралтейства на Новой Земле до острова Виктория, от острова Восточный Нортбрук архипелага Земля Франца-Иосифа до Русской гавани и в северную часть Баренцева моря. С помощью розетки и ковша-оточепателя взяты пробы морской воды и данных отложений, в том числе пробы на содержание хлорида, тяжелых металлов, микропластика, радиоэкологии, — говорит начальник экспедиции «Арктический плавучий университет» Александр Сабуров.
Наука на макро-палубе
Океанологи на разрезе не очень-то похожи на ученых. Книжки? Компьютер? Очки? Нет! Мокрая скользкая палуба. Соленые брызги ледяной воды. Волны и качка. Резиновые сапоги, термобелье, непромокаемые куртки, каски (техника безопасности!), продрогшие пальцы.
Эти парни и девчонки (а девушек среди океанологов очень много) не только умные, но и физически сильные, и невероятно выносливые. Они работают на лебедке, поднимают тяжелую «розетку» с десятками 5-литровых батарей. Разрез идет круглые сутки. В плавучем университете наряду с взрослыми учеными работают студенты — в этом суть, только так можно получить реальный опыт работы в полярной морской экспедиции.
— А как вы будете спать?
— А это вопрос… Вероятно, мы не будем спать, — вот так оптимистично начинает совещание перед работой Виктор Меркулов.
А после разреза, когда все согрелись и выспались, студентка МГУ Дарья Пилик выглядит абсолютно счастливо:
— Самое яркое в экспедиции — океанологический разрез, несмотря на то, что мы видели белых медведей, китов и моржей. Я узнала, что такое быть океанологом по-настоящему, добывать своими руками данные. 12-часовые вахты — незабываемо!
«Поймали» теплую воду
И теплую воду среди льдов в итоге поймали!
— Почему мы изучаем Баренцево море? Климат стремительно меняется, и нам необходим постоянный мониторинг, — объясняет Прохоров Мироненко, студент-океанолог географического факультета МГУ. — В «Арктическом плавучем университете» мы работали на стандартных океанологических разрезах и сравнивали с результатами прошлых лет.
На разрезе от полуострова Адмиралтейства до острова Виктория замечена заток атлантических вод с температурой +0,7 градуса. На втором разрезе, поперек желоба Франц-Виктория, видна Францовская ветка с температурой -0,2 градуса. В 2013 году температура атлантической воды в том же месте была на целых 0,4 градуса выше.
Третий разрез — от острова Нортбрук в архипелаге до Русской Гавани. Здесь мы увидели Францовскую ветвь с температурой +1 градус. В 2013 году она была ниже, +0,6 градуса.
Почему вода из теплого «крана» стала другой?
— Это изменчивость самого Атлантического океана, — считает Прохоров Мироненко. — По-хорошему, надо брать разрезы в Норвежском море и около Великобритании, и сравнивать их с нашими. Главный результат: мы обнаружили и Францовскую, и Баренцевоморскую ветви атлантической водной массы. Классическая картина! Работа важная, она позволяет оценить изменчивость на протяжении десятилетия.
КС<ФУКТ><Смоль<Трине
Птицы летят на восток
Проникновение Атлантического океана в Арктику можно увидеть без всяких зондов. Птицы с запада тоже летят в Северный Ледовитый океан! И мы это увидели своими глазами благодаря орнитологу Ирине Покровской, старшему научному сотруднику лаборатории биоразнообразия Института географии РАН, в экспедиции «Арктического плавучего университета-2022»:
— Атлантизация касается крупных морских птиц, в первую очередь поморника и олуши. Олуша в последние годы особенно быстро продвигается в восточном направлении. Она стала гораздо чаще встречаться в воронке и горле Белого моря, есть две колонии на Мурманском побережье, и она идет на восток дальше, — говорит Ирина Покровская.
СПРАВКА «КП»
«Арктический плавучий университет» — научно-образовательная экспедиция, начинающаяся с 2012 года ее организуют Северный (Арктический) Федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Победитель премии «Хрустальный компас» Русского географического общества. Экспедиция проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Правительства Архангельской области, Русского географического общества, Росгидромета.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Как советские солдаты 1,5 месяца выживали в океане, съев гармонь и обувь (подробнее)