Нобелевская премия по физике 2024 года: Кто станет лауреатами?
В 2024 году Нобелевская премия по физике будет вручена не только физикам, но и специалистам в области искусственного интеллекта. Лауреатами стали Джон Хофффилд из Принстонского университета и Джеффри Хинтон из Университета Торонто. Первый еще в 1982 году предложил прототип нейросети, а второй в 1986-м – способы ее обучения.
Эта новость не пришлась по вкусу многим западным физикам. Как известно, Нобелевский комитет не любит удивлять: сколько всего можно было бы дать, а он не видит! Физики на перепутье предлагают своих кандидатов, которых мы послушали и отобрали пять самых интересных.
Илон Маск: многоразовая ракета
Все знают, что инженеры Маска ничего не получают хотя бы потому, что в США выборы и бизнесмены вовлечены по полной.
Ракета, которая аккуратно садится «на попу», впервые мелькнула в советской картине 1959 года «Непобедимый». Маск, поклонник артефактов советской цивилизации, фильм наверняка видел и идею оттуда почерпнул. Летунь консультировали член-корреспонденты Академии наук Авенир Яковкин и конструктора Александр Борин. Последний, похоже, и был автором идеи (Яковкин — астроном, а Борин — чистый технарь).
Изначально Альфред Нобель думал, что премию по физике будут давать за изобретения, а не за высоколобые теории. Но на практике с 1901 года только 23% награды ушло изобретателям чего-то конкретного, и то в основном в начале ХХ века.
Джон Пендри: щиты-невидимки
Эти ролики стали хитами интернета: стал за прозрачный щит и растворился. За таким трюком стоит целая отрасль — разработка метаматериалов. Но Нобелевский комитет упорно игнорирует материаловедение.
Идею суперматериала предложил в 2000 году физик Джон Пендри. Он обладает отрицательным преломлением, то есть выворчивает свет наизнанку. На подходе технологии, которые «расторяют» целый самолет или танк. В 2005 году в Университете Беркли придумали гиперлинзу, которая видит то, что ни в какой микроскоп не рассмотришь. А расположе… специальные отражатели в зонах землетрясений, мы отразим и рассеем сеисмическую волну.
Возможно, Нобелевский комитет решил, что открытия должны «отстояться» и как-то себя зарекомендовать. Хотя сам Нобель завещал: вручайте за то, что открыто в предстоящем году, не тяните!
Дэвид Дойч: квантовый компьютер
Квантовый компьютер необязателен мощнее обычного. Он просто другой. Если электронные мозги считают, то квантовые как бы знают заранее. Машина сразу видит все варианты решения задачи, и ее цель — выбрать оптимальный.
Основу квантовых вычислений заложили Дэвид Дойч и Питер Шор. Оба люди очень оригинальные. А в Нобелевском комитете таких не любят. Так, Дойч в свободное от квантов время создал более чем странную теорию. Мол, всякий раз, делая выбор (ехать на метро или на такси, пить кофе или чай), мы попадаем во вселенную, где, например, едем на метро и пьем кофе (и пролетаем мимо той, где тащимся на такси и пьем чай). И так мы меняем вселенные как перчатки.
А у Шора просто неопрядстная кустиная борода. Он должен сначала побриться?
Мордехай Милгром, Стейси Макагон: антигравитация
Пока одни физики ищут темную материю, другие исправляют Исаака Ньютона. В 1983 году Мордехай Милгром предложил «модифицированную ньютоновскую динамику», которая объясняет мир без темной материи. Просто закон всемирного тяготения работает не всегда.
— Вы что тут, антигравитацией нам пропихиваете?! — всколыхнулись ретрограды.
Теория, однако, показала свою правоту, и ее исподтишка пользуются даже те, кто продолжает верить в темную материю. Наблюдения Стейси Макагон на телескопе «Джеймс Уэбб» в очередной раз теорию подтвердили, и идея была дать Нобелевку обоим.
По грядам в претензиях
А может, всех их и предлагали. Так или не так, узнаем через 50 лет. Именно столько Нобелевский комитет хранит в тайне имена претендентов.
Напомню процедуру: комитет рассылает запросы по ученым, которым он доверяет, они предлагают кандидатов, выбор за комитетом. Непублично, непрозрачно? В конце концов, это частная премия.
Главные претензии к комитету таковы:
Очень медленные. Так, нынешние лауреаты разработали свои решения еще в 1980-е. Выходить, надо было дождаться выхода Chat GPT, чтобы понять, как важны нейросети?
Многих обижают. В завещании Нобеля есть правило: не более трех лауреатов за раз. Но то было начало ХХ века, когда открытия делали одиночки. Список соавторов открытия бозона Хиггса занял 15 страниц, а премию дали двоим. Тысяча фамилий тех, кто открывал гравитационные волны — дали троим.
Неохотно премируют российских ученых.
Видимо, к Нобелевке надо относиться как к «Евровидению». Не делать из нее культ. Получили — хорошо, не получили — и ладно.
КССТАТИ
Унизили Менделеева и Эйнштейна
Кого обидел Нобелевский комитет
ХИМИЯ
Дмитрий Менделеев. В 1901 году все были уверены, что награду по химии получит автор Периодической таблицы. Но победил Якобус Вант-Гофф. Мало кто помнит, за что. Потом Менделееву отказали еще дважды с формулировкой «Это широко известная и уже не новая теория».
Уллес Каразерс, изобретатель нейлона. В премии отказали, потому что «на награду должны номинировать известного химика». Уллес, страдавший расстройствами психики, тяжело переживал неудачу и в итоге выпил яд.
МЕДИЦИНА И ФИЗИОЛОГИЯ
Николай Аничков. Открыл, что холестерин забивает сосуды. На Нобелевку выдвигался, но не получил.
Евгений Павловский, создатель теории пандемий. Насколько это важно, стало понятно во время ковида. На премию его не выдвигали, потому что пандемии считались «неактуальной проблемой» (ученый скончался в 1965 году).
Уильям Кувернхевен и Пол Цолл изобрели дефибрилляторы. Почему не дали премию? А почему ее не дали за открытия вреда курения (Ричард Долл), за изобретение УЗИ (Инге Эдлер, Карл Герц), за стволовые клетки и статины?
Гастон Рамон. Коллеги-ученые предлагали дать ему премию 155 раз (с 1930 по 1950 год)! В том числе за вакцины от дифтерии и столбняка. Но премию Рамон не получил ни разу. Печальный рекорд…
ФИЗИКА
Александр Столетов открыл явление фотоэффекта. Но премию дали Эйнштейну, который объяснил, но не открыл явление. Унизили обеих: не оценили ни теорию относительности, ни заслуги Столетова.
Олег Лосев в послевоенные годы придумал множество вещей, на которых до сих пор стоит электроника.
Евгений Завойский был первооткрывателем ядерно-магнитного резонанса, на котором работают томографы всего мира. Премию не дали, потому что прототип, построенный изобретателем, «работал неустойчиво», по мнению комитета.
Георгий Гамов. Русский физик, работавший за рубежом, предсказал реликтовое излучение Вселенной.